Не понятно здесь порой, кто есть шут, а кто король
Новый спектакль молодёжного театра «Вертикаль» называется «Король и
шут». В его основе лежит пьеса бельгийского драматурга Мишеля де
Гельдерода «Эскориал», написанная в 20-х годах прошлого века.
О том, что очередная работа режиссёра Евгения Соколова окажется
далеко не попсовой, было известно заранее. Хотя так говорить, наверное,
тоже не стоит, поскольку не было замечено, чтобы молодой режиссёр
когда-нибудь грешил легкомысленными постановками. В день премьеры
«Король и шут» о своей мрачности заявил ещё на подходах к зрительному
залу. Своеобразная выставка актёрских портретов, выполненных в зловещих
тёмных тонах, «тонко» намекала на то, что будет не до смеха.
Демоническим ликом, по-вампирски красными глазами режиссёр не казался
радушным, а наоборот, обещал «попить» у зрителей кровушки. На
пресс-показе Евгений своим предисловием настроил присутствующих в зале
представителей информационных изданий на соответствующий лад, сказал,
что постановка сложная, запутанная, жёсткая, а порой и жестокая, и
пожелание «приятного просмотра» здесь неуместно.
Давным-давно в Эскориале
В пьесе Гельдерода четыре действующих персонажа: король, шут Фолиаль,
монах и палач. Где-то в своих покоях отходит в мир иной королева,
которую отравил король за то, что та позволила себе любовную интрижку с
шутом. На протяжении повествования идёт выяснение отношений рогоносного
монарха со своим более удачливым в амурных похождениях слугой. В финале
пьесы королева отдаёт богу душу, а шута отдают палачу. В общем, одна из
зарисовок на популярную тему «жениться по любви не может ни один, ни
один король».
Похоже, королеве выбирать особо-то было не из кого, если она
соблазнилась шутовским колпаком. Ведь в пьесе её любовник имел
достаточно неказистый портрет: кривые ноги, повадки паука, рыжая
шевелюра в форме шара, выпуклые, похожие на линзы, глаза. Но на его фоне
царственный супруг выглядел и того хуже – был болен, мертвенно-бледен, с
гнилыми зубами и трясущейся головой, в засаленных одеждах. Чем же шут
смог пленить королеву? Может, присущим своему ремеслу чувством юмора,
высокими моральными качествами и широтой души своей? Или чувством любви
до самозабвения, которое он испытывал к этой одинокой женщине?
«Король – я. Я заслужил любовь королевы!» – кричал Фолиаль. «Бери
себе любовь, верни корону!» – расставил приоритеты король. Женщины
любят, когда их любят, и в данном случае выбор королевы был очевиден. А
свою любовь шут доказал – известие о смерти любимой стало для него
большей мукой, чем свой смертный приговор. Обо всём об этом говорилось в
пьесе Гельдерода.
Гельдерод, но по-нашему
Что же привнесли в неё Евгений Соколов и его труппа? Никакого
испанского замка Эскориал в спектакле не существует, как и конкретного
времени действия. Постановка строится на образах и символах, никакой
конкретики, зритель должен сам постараться расставить нужные акценты. И
на тему любви, которая прослеживается в пьесе, в спектакле смотрят со
своей колокольни. Почему инсценировка называется именно «Король и шут», а
не «Эскориал», не «Королева и шут»? На афише под названием спектакля
идёт приписка «Тёмная история о власти». На первый план здесь выводится
тема власти человека над человеком. Это не история о взаимной любви.
Фолиаль испытывает к королеве искренние чувства, а та позволяет ему себя
любить, используя власть над ним в своих корыстных интересах.
В пьесе король не переносит звука колоколов, извещающих о радостях
или скорби. В спектакле вместо колокольного звона слышен шелест газет.
Теперь пресса – рупор общественного мнения. Король наложил запрет на
колокола, но потом повелел, чтобы звучал «скромный похоронный звон для
нежных ушей его величества». А если этот указ короля применить к нашей
действительности, то становится ясно, как должна «звонить» муниципальная
газета.
В пьесе мельком упоминается гаррота – тонкая проволока, которая
затягивается на шее жертвы. В «Короле и шуте» на ней заостряется больше
внимания, а следовательно, и зрителю можно поразмыслить над этим
образом. Например, любовный треугольник – это гаррота: кому-то в нём
рано или поздно перекроют кислород. Финансовый кризис с ростом цен и
спадом доходов оказывает на народ такой же удушающий эффект.
Или же взять рассказанную историю о дурачке. Его сажают на трон,
надевают корону, ему льстят, воздают королевские почести, а когда
натешатся, сбрасывают вниз. История не нова – нечто подобное было
рассказано ещё Сервантесом, но она не потеряла актуальности в наши дни.
Нередки случаи, когда финансовые группировки проталкивают во власть
своих нужных, но не всегда компетентных людей, делают из них марионеток,
а потом «сливают» за ненадобностью.
И уж совсем безобразна сцена, когда шута, приговорённого к смерти,
растерзала свора тех, кто потом устроил драку за шутовской колпак. У нас
же в порядке вещей подставить кого-то, подсидеть, завлечь в паутину
интриг, чтобы потом самому занять руководящий пост или сесть на
тёпленькое местечко.
Да мало ли ещё какие параллели усмотрит в спектакле более внимательный и вдумчивый зритель.
То, что доктор прописал
Постановка длится около часа, но за это время посещают самые
разнообразные мысли и чувства в диапазоне от вопроса «Что за бред, и что
я здесь делаю?» до ощущения какой-то безысходности. В общем, приходить
на этот спектакль в дурном настроении не стоит, иначе станет ещё хуже.
Вопрос «понравится не понравится» здесь вряд ли подойдёт. Чем может
порадовать душу демонстрация язв и ран или погружение в депрессию? А
создаётся всё это не только инсценировкой неприятной истории, но и
сценическими приёмами: гримом, освещением, костюмами, постоянным
движением. Впечатляет и актёрская игра. В последних постановках Е.
Соколов привлекает к игре два состава актёров – даёт возможность
новичкам попробовать силы, а зрителям очередной раз увидеть более
опытных лицедеев: Виктора Кормнова, Андрея Святскова, Олесю Редзюк,
Егора Чунаева. Работа над спектаклем давалась актёрам непросто –
психологически вжиться в эти образы стоит немалого труда. Вряд ли кто из
них признается, что работа в этой постановке стала его любимой ролью.
Соколов говорит: «Как эта работа могла стать любимой, если от девчонок
требовалось весь спектакль ползать по сцене и мало того, что обходиться
без макияжа, но и гримом уродовать себя до неузнаваемости?» Вот такую
трудную задачку задал режиссёр своим актёрам и зрителям. Как будто
заставил выпить горькой, противной, но полезной микстуры. А следующий
спектакль под названием «Прелести измены» ожидается в апреле-мае. По
словам Евгения, он ожидается лёгким, но своеобразным. Надеюсь, что
зритель, если и пройдёт «курс лечения», то будет для него последний не
горше витаминок.
Е. ПРОСКУРОВСсылка на статью
Рекламный ролик спектакля
Комментариев нет:
Отправить комментарий