суббота, 31 марта 2012 г.

Король и Шут

Не понятно здесь порой, кто есть шут, а кто король

Новый спектакль молодёжного театра «Вертикаль» называется «Король и шут». В его основе лежит пьеса бельгийского драматурга Мишеля де Гельдерода «Эскориал», написанная в 20-х годах прошлого века.
О том, что очередная работа режиссёра Евгения Соколова окажется далеко не попсовой, было известно заранее. Хотя так говорить, наверное, тоже не стоит, поскольку не было замечено, чтобы молодой режиссёр когда-нибудь грешил легкомысленными постановками. В день премьеры «Король и шут» о своей мрачности заявил ещё на подходах к зрительному залу. Своеобразная выставка актёрских портретов, выполненных в зловещих тёмных тонах, «тонко» намекала на то, что будет не до смеха. Демоническим ликом, по-вампирски красными глазами режиссёр не казался радушным, а наоборот, обещал «попить» у зрителей кровушки. На пресс-показе Евгений своим предисловием настроил присутствующих в зале представителей информационных изданий на соответствующий лад, сказал, что постановка сложная, запутанная, жёсткая, а порой и жестокая, и пожелание «приятного просмотра» здесь неуместно.


Давным-давно в Эскориале
В пьесе Гельдерода четыре действующих персонажа: король, шут Фолиаль, монах и палач. Где-то в своих покоях отходит в мир иной королева, которую отравил король за то, что та позволила себе любовную интрижку с шутом. На протяжении повествования идёт выяснение отношений рогоносного монарха со своим более удачливым в амурных похождениях слугой. В финале пьесы королева отдаёт богу душу, а шута отдают палачу. В общем, одна из зарисовок на популярную тему «жениться по любви не может ни один, ни один король».
Похоже, королеве выбирать особо-то было не из кого, если она соблазнилась шутовским колпаком. Ведь в пьесе её любовник имел достаточно неказистый портрет: кривые ноги, повадки паука, рыжая шевелюра в форме шара, выпуклые, похожие на линзы, глаза. Но на его фоне царственный супруг выглядел и того хуже – был болен, мертвенно-бледен, с гнилыми зубами и трясущейся головой, в засаленных одеждах. Чем же шут смог пленить королеву? Может, присущим своему ремеслу чувством юмора, высокими моральными качествами и широтой души своей? Или чувством любви до самозабвения, которое он испытывал к этой одинокой женщине?
«Король – я. Я заслужил любовь королевы!» – кричал Фолиаль. «Бери себе любовь, верни корону!» – расставил приоритеты король. Женщины любят, когда их любят, и в данном случае выбор королевы был очевиден. А свою любовь шут доказал – известие о смерти любимой стало для него большей мукой, чем свой смертный приговор. Обо всём об этом говорилось в пьесе Гельдерода.
Гельдерод, но по-нашему
Что же привнесли в неё Евгений Соколов и его труппа? Никакого испанского замка Эскориал в спектакле не существует, как и конкретного времени действия. Постановка строится на образах и символах, никакой конкретики, зритель должен сам постараться расставить нужные акценты. И на тему любви, которая прослеживается в пьесе, в спектакле смотрят со своей колокольни. Почему инсценировка называется именно «Король и шут», а не «Эскориал», не «Королева и шут»? На афише под названием спектакля идёт приписка «Тёмная история о власти». На первый план здесь выводится тема власти человека над человеком. Это не история о взаимной любви. Фолиаль испытывает к королеве искренние чувства, а та позволяет ему себя любить, используя власть над ним в своих корыстных интересах.
В пьесе король не переносит звука колоколов, извещающих о радостях или скорби. В спектакле вместо колокольного звона слышен шелест газет. Теперь пресса – рупор общественного мнения. Король наложил запрет на колокола, но потом повелел, чтобы звучал «скромный похоронный звон для нежных ушей его величества». А если этот указ короля применить к нашей действительности, то становится ясно, как должна «звонить» муниципальная газета.
В пьесе мельком упоминается гаррота – тонкая проволока, которая затягивается на шее жертвы. В «Короле и шуте» на ней заостряется больше внимания, а следовательно, и зрителю можно поразмыслить над этим образом. Например, любовный треугольник – это гаррота: кому-то в нём рано или поздно перекроют кислород. Финансовый кризис с ростом цен и спадом доходов оказывает на народ такой же удушающий эффект.
Или же взять рассказанную историю о дурачке. Его сажают на трон, надевают корону, ему льстят, воздают королевские почести, а когда натешатся, сбрасывают вниз. История не нова – нечто подобное было рассказано ещё Сервантесом, но она не потеряла актуальности в наши дни. Нередки случаи, когда финансовые группировки проталкивают во власть своих нужных, но не всегда компетентных людей, делают из них марионеток, а потом «сливают» за ненадобностью.
И уж совсем безобразна сцена, когда шута, приговорённого к смерти, растерзала свора тех, кто потом устроил драку за шутовской колпак. У нас же в порядке вещей подставить кого-то, подсидеть, завлечь в паутину интриг, чтобы потом самому занять руководящий пост или сесть на тёпленькое местечко.
Да мало ли ещё какие параллели усмотрит в спектакле более внимательный и вдумчивый зритель.

То, что доктор прописал
Постановка длится около часа, но за это время посещают самые разнообразные мысли и чувства в диапазоне от вопроса «Что за бред, и что я здесь делаю?» до ощущения какой-то безысходности. В общем, приходить на этот спектакль в дурном настроении не стоит, иначе станет ещё хуже. Вопрос «понравится не понравится» здесь вряд ли подойдёт. Чем может порадовать душу демонстрация язв и ран или погружение в депрессию? А создаётся всё это не только инсценировкой неприятной истории, но и сценическими приёмами: гримом, освещением, костюмами, постоянным движением. Впечатляет и актёрская игра. В последних постановках Е. Соколов привлекает к игре два состава актёров – даёт возможность новичкам попробовать силы, а зрителям очередной раз увидеть более опытных лицедеев: Виктора Кормнова, Андрея Святскова, Олесю Редзюк, Егора Чунаева. Работа над спектаклем давалась актёрам непросто – психологически вжиться в эти образы стоит немалого труда. Вряд ли кто из них признается, что работа в этой постановке стала его любимой ролью. Соколов говорит: «Как эта работа могла стать любимой, если от девчонок требовалось весь спектакль ползать по сцене и мало того, что обходиться без макияжа, но и гримом уродовать себя до неузнаваемости?» Вот такую трудную задачку задал режиссёр своим актёрам и зрителям. Как будто заставил выпить горькой, противной, но полезной микстуры. А следующий спектакль под названием «Прелести измены» ожидается в апреле-мае. По словам Евгения, он ожидается лёгким, но своеобразным. Надеюсь, что зритель, если и пройдёт «курс лечения», то будет для него последний не горше витаминок.
Е. ПРОСКУРОВ

Ссылка на статью


Рекламный ролик спектакля

 






         

Комментариев нет:

Отправить комментарий