Не понятно здесь порой, кто есть шут, а кто король
 Новый спектакль молодёжного театра «Вертикаль» называется «Король и 
шут». В его основе лежит пьеса бельгийского драматурга Мишеля де 
Гельдерода «Эскориал», написанная в 20-х годах прошлого века.
О том, что очередная работа режиссёра Евгения Соколова окажется 
далеко не попсовой, было известно заранее. Хотя так говорить, наверное, 
тоже не стоит, поскольку не было замечено, чтобы молодой режиссёр 
когда-нибудь грешил легкомысленными постановками. В день премьеры 
«Король и шут» о своей мрачности заявил ещё на подходах к зрительному 
залу. Своеобразная выставка актёрских портретов, выполненных в зловещих 
тёмных тонах, «тонко» намекала на то, что будет не до смеха. 
Демоническим ликом, по-вампирски  красными глазами режиссёр не казался 
радушным, а наоборот, обещал «попить» у зрителей кровушки. На 
пресс-показе Евгений своим предисловием настроил присутствующих в зале 
представителей информационных изданий на соответствующий лад, сказал, 
что постановка сложная, запутанная, жёсткая, а порой и жестокая, и 
пожелание «приятного просмотра» здесь неуместно.
Давным-давно в Эскориале
В пьесе Гельдерода четыре действующих персонажа: король, шут Фолиаль,
 монах и палач. Где-то в своих покоях отходит в мир иной королева, 
которую отравил король за то, что та позволила себе любовную интрижку с 
шутом. На протяжении повествования идёт выяснение отношений рогоносного 
монарха со своим более удачливым в амурных похождениях слугой. В финале 
пьесы королева отдаёт богу душу, а шута отдают палачу. В общем, одна из 
зарисовок на популярную тему «жениться по любви не может ни один, ни 
один король».
Похоже, королеве выбирать особо-то было не из кого, если она 
соблазнилась шутовским колпаком. Ведь в пьесе её любовник имел 
достаточно неказистый портрет: кривые ноги, повадки паука, рыжая 
шевелюра в форме шара, выпуклые, похожие на линзы, глаза. Но на его фоне
 царственный супруг выглядел и того хуже – был болен, мертвенно-бледен, с
 гнилыми зубами и трясущейся головой, в засаленных одеждах. Чем же шут 
смог пленить королеву? Может, присущим своему ремеслу чувством юмора, 
высокими моральными качествами и широтой души своей? Или чувством любви 
до самозабвения, которое он испытывал к этой одинокой женщине?
«Король – я. Я заслужил любовь королевы!» – кричал Фолиаль. «Бери 
себе любовь, верни корону!» – расставил приоритеты король. Женщины 
любят, когда их любят, и в данном случае выбор королевы был очевиден. А 
свою любовь шут доказал – известие о смерти любимой стало для него 
большей мукой, чем свой смертный приговор. Обо всём об этом говорилось в
 пьесе Гельдерода.
Гельдерод, но по-нашему
Что же привнесли в неё Евгений Соколов и его труппа? Никакого 
испанского замка Эскориал в спектакле не существует, как и конкретного 
времени действия. Постановка строится на образах и символах, никакой 
конкретики, зритель должен сам постараться расставить нужные акценты. И 
на тему любви, которая прослеживается в пьесе, в спектакле смотрят со 
своей колокольни. Почему инсценировка называется именно «Король и шут», а
 не «Эскориал», не «Королева и шут»? На афише под названием спектакля 
идёт приписка «Тёмная история о власти». На первый план здесь выводится 
тема власти человека над человеком. Это не история о взаимной любви. 
Фолиаль испытывает к королеве искренние чувства, а та позволяет ему себя
 любить, используя власть над ним в своих корыстных интересах.
В пьесе король не переносит звука колоколов, извещающих о радостях 
или скорби. В спектакле вместо колокольного звона слышен шелест газет. 
Теперь пресса – рупор общественного мнения. Король наложил запрет на 
колокола, но потом повелел, чтобы звучал «скромный похоронный звон для 
нежных ушей его величества». А если этот указ короля применить к нашей 
действительности, то становится ясно, как должна «звонить» муниципальная
 газета.
В пьесе мельком упоминается гаррота – тонкая проволока, которая 
затягивается на шее жертвы. В «Короле и шуте» на ней заостряется больше 
внимания, а следовательно, и зрителю можно поразмыслить над этим 
образом. Например, любовный треугольник – это гаррота: кому-то в нём 
рано или поздно перекроют кислород. Финансовый кризис с ростом цен и 
спадом доходов оказывает на народ такой же удушающий эффект.
Или же взять рассказанную историю о дурачке. Его сажают на трон, 
надевают корону, ему льстят, воздают королевские почести, а когда 
натешатся, сбрасывают вниз. История не нова – нечто подобное было 
рассказано ещё Сервантесом, но она не потеряла актуальности в наши дни. 
Нередки случаи, когда финансовые группировки проталкивают во власть 
своих нужных, но не всегда компетентных людей, делают из них марионеток,
 а потом «сливают» за ненадобностью.
И уж совсем безобразна сцена, когда шута, приговорённого к смерти, 
растерзала свора тех, кто потом устроил драку за шутовской колпак. У нас
 же в порядке вещей подставить кого-то, подсидеть, завлечь в паутину 
интриг, чтобы потом самому занять руководящий пост или сесть на 
тёпленькое местечко.
Да мало ли ещё какие параллели усмотрит в спектакле более внимательный и вдумчивый зритель.
То, что доктор прописал
Постановка длится около часа, но за это время посещают самые 
разнообразные мысли и чувства в диапазоне от вопроса «Что за бред, и что
 я здесь делаю?» до ощущения какой-то безысходности. В общем, приходить 
на этот спектакль в дурном настроении не стоит, иначе станет ещё хуже. 
Вопрос «понравится не понравится» здесь вряд ли подойдёт. Чем может 
порадовать душу демонстрация язв и ран или погружение в депрессию? А 
создаётся всё это не только инсценировкой неприятной истории, но и 
сценическими приёмами: гримом, освещением, костюмами, постоянным 
движением. Впечатляет и актёрская игра. В последних постановках Е. 
Соколов привлекает к игре два состава актёров – даёт возможность 
новичкам попробовать силы, а зрителям очередной раз увидеть более 
опытных лицедеев: Виктора Кормнова, Андрея Святскова, Олесю Редзюк, 
Егора Чунаева. Работа над спектаклем давалась актёрам непросто – 
психологически вжиться в эти образы стоит немалого труда. Вряд ли кто из
 них признается, что работа в этой постановке стала его любимой ролью. 
Соколов говорит: «Как эта работа могла стать любимой, если от девчонок 
требовалось весь спектакль ползать по сцене и мало того, что обходиться 
без макияжа, но и гримом уродовать себя до неузнаваемости?» Вот такую 
трудную задачку задал режиссёр своим актёрам и зрителям. Как будто 
заставил выпить горькой, противной, но полезной микстуры. А следующий 
спектакль под названием «Прелести измены» ожидается в апреле-мае. По 
словам Евгения, он ожидается лёгким, но своеобразным. Надеюсь, что 
зритель, если и пройдёт «курс лечения», то будет для него последний не 
горше витаминок.
Е. ПРОСКУРОВСсылка на статью
Рекламный ролик спектакля








Комментариев нет:
Отправить комментарий