четверг, 10 ноября 2011 г.

Жил Человек...



















Для молодёжного театра «Вертикаль» из ДК им. Ленина новый учебный год – это начало нового сезона. Режиссёр и руководитель театра Евгений Соколов не останавливается на достигнутом и всегда норовит преподнести что-нибудь новенькое. На этот раз внимание режиссёра и его труппы остановилось на творчестве писателя, режиссёра и актёра Василия Макаровича Шукшина. Два осенних месяца проводилась работа над постановкой, а 28 октября состоялась премьера новой работы молодых театралов «Жил человек…».
Накануне премьеры
Чтобы быть немного в теме, мы напросились на интервью к Евгению. За день до премьеры состоялся пресс-показ, но, зная, что режиссёр после занавеса и аплодисментов пребывает в состоянии выжатого лимона, как-то не хотелось его в таком состоянии терзать вопросами. Поэтому встретились мы с Соколовым днём раньше. В театральном классе, где планировалось проведение спектакля, шли последние приготовления – режиссёр отшлифовывал технические нюансы.
– Евгений, что нового в жизни театра и чем порадуете в этом сезоне?
– В этом учебном году планируется сделать спектакль «Король и шут». Это постановка для большой сцены, она будет сложной по игре, декорациям, тематике – своего рода новый эксперимент. Планируем выйти с ним на сцену в конце зимы. Ещё нужно сделать что-то вроде капустника для младшей группы. Это программа-минимум. Очень хотелось бы поездить по театральным фестивалям. Участие в них даёт большую энергетическую подпитку.
– Как родилась идея поставить спектакль по Шукшину, и насколько трудно далась работа над ним?
– «Жил человек…» – это спектакль о Шукшине и моя дань этому человеку. Началом работы, результаты которой мы выставляем на суд зрителя, стало моё знакомство с рассказами автора. Чем больше я погружался в его творчество, тем чаще ловил себя на мысли, что хочу охватить неподъёмное количество материала. Это первый случай в моей практике, когда, едва закончив работу над одним спектаклем, я остаюсь уверенным, что вернусь к творчеству Шукшина в дальнейшем. К нему нельзя подходить однобоко. Шукшин – это не только книги, но и фильмы, роли. Пришлось просмотреть много документального материала о его жизни, телевизионных интервью. В результате в основу спектакля легли рассказы: «Билетик на второй сеанс», «Танцующий Шива», «Космос, нервная система и шмат сала», «Срезал», «Микроскоп», «Дядя Ермолай». По стилистике спектакль близок фильму «Живёт такой парень», сюжет которого Шукшин построил как компиляцию ряда своих рассказов. Постановка больше ориентирована на зрелую публику. Это не значит, что она будет непонятна юным – здесь всё прозрачно и доступно – просто какие-то вещи нужно пережить самому.
Ставить спектакль мы начали с сентября, и передо мной возникла дилемма – постараться передать колорит того времени или сделать упор на театральные приёмы. Я постарался найти золотую середину. Ещё одной трудностью было то, что многие роли в спектакле возрастные. Грим мы использовать не стали. И потому актёрам для достоверности нужно было не играть бабушек-дедушек, а быть бабушками-дедушками. Все недостатки я уже вижу, постараюсь их устранить в следующих работах.
– Кого бы из актёров ты хотел отметить в этой постановке?
– Мне бы не хотелось этого делать. Актёры – люди ранимые: похвалишь одного – другие обидятся. Кто-то из них выглядит лучше, кто-то малость не дотягивает. Они сами о себе всё знают. Главное, чтобы в них не пропало «несерьёзное» отношение к себе. К творческой профессии нужно относиться не легкомысленно, но с лёгкостью. В противном случае сразу навалится тяжёлый груз. Не дай бог дожить до такого состояния. Если внушишь себе, что ты – матёрый режиссёрище, и всё тебе подвластно, то остаётся один выход – пинок под зад. Доля иронии и самокритики – необходимая составляющая творческого человека.
Актёры настороженно относятся к моим задумкам. Так было и в «Дьяволе и сеньорите Прим», и в «Восточном экспрессе». Всегда кажется, что на этот раз скажут «Что за ерунда?», но, слава богу, пока доверяют. Если интересно работать нам, то есть большая доля вероятности, что будет интересно и зрителю.

И смешно, и душевно,и грустно
Оставим режиссёра переживать по поводу предстоящей премьеры и заглянем к нему следующим вечером, на пресс-показ. Как уже было сказано, спектакль проводился в театральном классе, который вмещает от силы полсотни зрителей. В тесноте, да не в обиде. Как говорит Е. Соколов, этому действу нужна особая атмосфера, можно сказать, интимная. Такую не создать в большом зале.
К просмотру любого фильма или спектакля нужно подойти подготовленным. Случается, что увиденное само по себе не дурно, а не цепляет, проносится пустым составом, минуя станцию «Душа». Так что, прежде всего, пытаемся загнать беспокойные мысли в стойло, чтобы не мешали внимать происходящему. А ещё лучше, когда на душе есть свежие ссадины. Она в таких случаях к чужим чувствам более восприимчива, хочет, чтобы её целебным бальзамом смазали.
Деревенская изба. На печи спит дед Тимофей, внучка Юлька готовит уроки, в дом, кряхтя и охая, вся в делах заходит бабка Марфа. А ведь прав режиссёр – в такой атмосфере кажется, будто сам попал в деревню, а эти «старики» – нечужие тебе люди. Марфа песочит Тимофея за безделье, тот огрызается, сетует, что ему в жёны досталась такая сварливая баба. Между ними возникает перепалка, которая регулярно повторяется на протяжении уже, наверное, лет сорока. В стороне от действующих лиц девушка читает стихи из песни «Ночь перед рождеством» группы «Сектор газа»: «Николай-угодник, защити. Эх, доконали черти, мать их ети».
А тут и вправду появляется старичок Николай-угодник, который как-то раз привиделся молодому ещё Тимофею по пьяному делу. И стал тогда Тимофей святому на жизнь жаловаться, на жену свою никудышную, на тестя, кулака-кровопийцу, которого давно нужно сослать куда подальше. Но случилось «чудо» – раз, и вместо святого сидит перед Тимофеем его опальный тесть, от праведного гнева трясётся и клюшкой своей метит в дурную голову непутёвого зятя. В общем, ситуация, как в песне Трофима «На охоте и рыбалке, чтоб не чудились русалки, никогда не пейте водку на жаре».
А дальше – больше. Сын Тимофея Анатолий, хотя уж много лет женат, по-прежнему остаётся отроком. Его жена Анна экономит деньги, чтобы Юльке новое пальто справить, а тут является Анатолий с плохой вестью – потерял зарплату. Но есть и хорошая новость – за успехи в труде его премировали… микроскопом, в который он теперь может бактерии рассматривать, а скоро, наверное, станет учёным. «Жена, ты спала когда-нибудь с учёным? – спрашивает он у расстроенной из-за пропажи денег Анны. – Будешь». Но Анна догадается сопоставить эти два факта: деньги минус, микроскоп плюс.
На этом, пожалуй, остановлюсь. Спектакль ещё будут повторять 8, 9 и 12 ноября, поэтому при желании всё можно увидеть своими глазами, но, сами понимаете, интимная обстановка ограничивает количество зрительских мест.
Режиссёр к названию спектакля сделал приписку «вроде бы комедия». Вроде бы таковой новая работа и получилась – не надуманный стёб с плоским юмором, а забавные истории из жизни твоей, твоих друзей или соседей. Но жизнь, какой бы весёлой она ни была, всегда заканчивается драмой. Потому-то, на мой взгляд, «Жил человек…» и назвали комедией с приставкой «вроде бы». И всё это действие уместилось во временном промежутке в час с четвертью. По времени – почти что ничего, но бальзам на душу прольётся. А поблагодарить за это нужно актёров театра «Вертикаль»: Виктора Кормнова, Андрея Святскова, Нину Синдяшкину, Марию Бондаренко, Антонину Рыбаловлеву, Олесю Редзюк, Романа Ростовцева, Никиту Данилина и… Василия Макаровича Шукшина. Ему в спектакле также «досталась» эпизодическая роль – прочитать монолог из фильма «Печки-лавочки». Конечно, это был режиссёрский ход, который наиболее эмоциональных зрителей мог растрогать до слёз. А Евгению Соколову – респект особый. Он не только развлекает, но и просветительскую миссию взвалил на плечи. Глядишь, кто-нибудь захочет поближе познакомиться с творчеством Шукшина – фильмы его пересмотреть, книги почитать. Женя, одна просьба: не спеши ставить Достоевского – уж больно книжки толстые.
Е. ПРОСКУРОВ












Ссылки:

Аншлаг, премьера, браво! 

Жил человек… (Знамя труда) 



 

Комментариев нет:

Отправить комментарий