ТЕАТР В СТИЛЕ HAND-MADE
Никогда Ковров не станет культурно-самобытным городом,
если в нем не будет театров. Сейчас у нас работают несколько подобных
организаций в ряде домов культуры. Но содержатся они пока исключительно
за счет муниципалитета. Зарабатывать своими силами пока не
представляется возможным. А без коммерческого интереса не будет и
стимула для развития театров в Коврове. Тем более, что дело это не
простое, требующее большого труда и самоотдачи. О том, как создается и
функционирует фабрика постановок, нам рассказывает режиссер молодежного
театра «Вертикаль» и главный режиссер ДК им. Ленина Евгений Соколов.
– Как возник и вырос твой молодежный театр?
– Начиналось все в 2002 году. Тогда я пришел в ковровскую
академию и предложил председателю студпрофкома Елене Демьяновой
организовать студенческий театр. Нам предоставили сцену, повесили
объявление, тут же набрали актеров. Поскольку я человек ленивый, мне
лень было копаться в книгах и искать сценарий, и я написал его сам. Наша
первая пьеса называлась «Петля». Основное, чего не хватало – это
знаний. Тогда еще не было у нас занятий по актерскому мастерству, мы
просто приходили и делали спектакль, вечерами собирались и репетировали.
– На тот момент был какой-то опыт написания сценариев?
– Абсолютно никакого, если, конечно, не брать в расчет
кавээновский опыт. Но там все совершенно по-другому. Наша команда писала
сценарий втроем. Роман Рябиков придумывал шутки, я завязывал их в
единый сюжет, а Саша Романов имел талант перевернуть все с ног на голову
и сделать из исходного материала просто убойный сценарий. Здесь же все
совершенно по-другому. Сначала в голову приходит форма, потом я ставлю
конечную цель, и дальше уже идут препятствия, как все-таки от исходного
придти к этой конечной цели. Сюжеты и образы возникают неожиданно,
что-нибудь посмотрел или увидел в жизни, запомнил, впечатлился, потом
поставил это в основу предстоящей пьесы. Видимо, кавээновское прошлое
дало о себе знать и первые постановки были комедийными. В среднем на
один сценарий уходит два месяца. Тут опять же нужно учитывать специфику,
роли прописывал, в основном, под молодежь.
– Первый блин получился комом?
– Да нет, наверное, отзывы мы слышали по большей части
положительные. Зрители смеялись и аплодировали. Вот второй спектакль, на
мой взгляд, был не очень удачным. Зато нам удалось его показать на
одном театральном фестивале в Костроме. «Вертикаль» в самом
представлении не участвовала, наши артисты просто смотрели на
выступления других. Но в конце в холле гостиницы мы показали получасовой
кусок из этого спектакля.
– Чего театру «Вертикаль» не хватает сейчас?
– Да много чего. Конечно, хотелось бы более значительных
бюджетов, хотелось бы также иметь художника-постановщика. Я осознаю, что
у нас непрофессиональный театр, я знаю, что мне никогда не придумать
грандиозных декораций, да я и не сделаю этого без
художника-постановщика. Так что без него дело очень страдает. Например,
бюджет декораций и реквизита одного лишь спектакля областного театра
драмы им. Луначарского варьирует от 300 тыс. рублей до 1 миллиона.
Правда, это долгосрочные вложения. Например, недавно был на спектакле
«Дикарь». «Луначарка» показывает его около 10 лет. За это время уже и
актеры многие поменялись, и смотреться он стал по-другому. Молодежный
театр «Вертикаль» может представить на суд зрителей свою постановку
лишь пару раз. После чего мы начинаем работать над новой пьесой.
– «Луначарка» все-таки профессиональный театр, а как много у нас в области самодеятельных театров?
– Все такие коллективы, как правило, собираются на областном
фестивале. Удалось несколько раз присутствовать и посмотреть. В Муроме
показал довольно высокий уровень, Владимир тоже имеет сильные
коллективы, в Петушках работает довольно неплохой детский театр. Хотя
есть и весьма низкий уровень. Если брать Ковров, то, кроме «Вертикали», я
знаю очень хорошие театры «Шарман», «Откровение», "Своя радуга" и «Поиск».
Плюс к тому в ряде школ действуют самодеятельные коллективы. Мы
регулярно общаемся, ходим друг к другу на спектакли. На будущее я
вынашиваю план к Дню театра подготовить совместное выступление или
фестиваль всех коллективов города.
– А что дает городу ваш театр?
– Не буду говорить пафосных фраз, вроде того, что мы несем добро и
так далее. Но могу сказать с полной уверенностью – молодежный театр
дает возможность реализовать тинэйджерам свой творческий потенциал. Они
здесь с пользой проводят время, узнают что-то новое. Спектакль, как
конечный продукт, безусловно важен. Но и сам процесс в данном случае
тоже дает свой результат. Бывает такое, что, посмотрев или поиграв в
моей постановке, люди меняли свою жизнь. Так, в одном сюжете студент
понял, что учится не в том вузе, в каком ему хотелось. Один из моих
актеров после этого забрал документы из ковровской академии и уехал в
Москву, где сейчас занимается КВН, наверное, планирует поступать в
театральный вуз.
– А сам не хочешь получить дополнительное образование?
– Уже учусь заочно во Владимире по специальности постановщик
театрализованных представлений. Собственно, и раньше пытался заниматься
самообразованием, но когда тебя направляют профессионалы, всегда
результат получается лучше. Кстати, впервые за всю историю
Владимирского колледжа культуры, наше заочное отделение поставило свой
спектакль, даже поездили с ним по области. Знания, полученные в
колледже, активно применю в работе с актерами.
– Как думаешь, возможно ли в Коврове существование настоящего театра?
– Нет ничего невозможного. Для этого нужны профессионалы в любом
случае, необходимо свое помещение. Возможно, даже чередовать
профессиональные и любительские спектакли. А что касается зрителей, то
их просто нужно приучать регулярно ходить в театр, как это делается,
например, во Владимире. Но более реальный вариант тот, который есть
сейчас – развивать театральное направление в рамках Молодежного центра в
ДК им. Ленина. Тут тоже есть свои недостатки, система еще не до конца
отлажена, но она уже работает. Набираем актеров, занимаемся с ними,
делаем спектакли. Сейчас репетируем «Дьявол и сеньорита Прим» по Пауло
Коэльо. Скоро будет премьера, приглашаем зрителей оценить наше
творчество.
Александр КЮННАП
Комментариев нет:
Отправить комментарий