среда, 1 сентября 2010 г.

ТЕАТР В СТИЛЕ HAND-MADE

Никогда Ковров не станет культурно-самобытным городом, если в нем не будет театров. Сейчас у нас работают несколько подобных организаций в ряде домов культуры. Но содержатся они пока исключительно за счет муниципалитета. Зарабатывать своими силами пока не представляется возможным. А без коммерческого интереса не будет и стимула для развития театров в Коврове. Тем более, что дело это не простое, требующее большого труда и самоотдачи. О том, как создается и функционирует фабрика постановок, нам рассказывает режиссер молодежного театра «Вертикаль» и главный режиссер ДК им. Ленина Евгений Соколов.

– Как возник и вырос твой молодежный театр?
– Начиналось все в 2002 году. Тогда я пришел в ковровскую академию и предложил председателю студпрофкома Елене Демьяновой организовать студенческий театр. Нам предоставили сцену, повесили объявление, тут же набрали актеров. Поскольку я человек ленивый, мне лень было копаться в книгах и искать сценарий, и я написал его сам. Наша первая пьеса называлась «Петля». Основное, чего не хватало – это знаний. Тогда еще не было у нас занятий по актерскому мастерству, мы просто приходили и делали спектакль, вечерами собирались и репетировали.
– На тот момент был какой-то опыт написания сценариев?
– Абсолютно никакого, если, конечно, не брать в расчет кавээновский опыт. Но там все совершенно по-другому. Наша команда писала сценарий втроем. Роман Рябиков придумывал шутки, я завязывал их в единый сюжет, а Саша Романов имел талант перевернуть все с ног на голову и сделать из исходного материала просто убойный сценарий. Здесь же все совершенно по-другому. Сначала в голову приходит форма, потом я ставлю конечную цель, и дальше уже идут препятствия, как все-таки от исходного придти к этой конечной цели. Сюжеты и образы возникают неожиданно, что-нибудь посмотрел или увидел в жизни, запомнил, впечатлился, потом поставил это в основу предстоящей пьесы. Видимо, кавээновское прошлое дало о себе знать и первые постановки были комедийными. В среднем на один сценарий уходит два месяца. Тут опять же нужно учитывать специфику, роли прописывал, в основном, под молодежь.
– Первый блин получился комом?
– Да нет, наверное, отзывы мы слышали по большей части положительные. Зрители смеялись и аплодировали. Вот второй спектакль, на мой взгляд, был не очень удачным. Зато нам удалось его показать на одном театральном фестивале в Костроме. «Вертикаль» в самом представлении не участвовала, наши артисты просто смотрели на выступления других. Но в конце в холле гостиницы мы показали получасовой кусок из этого спектакля.
– Чего театру «Вертикаль» не хватает сейчас?
– Да много чего. Конечно, хотелось бы более значительных бюджетов, хотелось бы также иметь художника-постановщика. Я осознаю, что у нас непрофессиональный театр, я знаю, что мне никогда не придумать грандиозных декораций, да я и не сделаю этого без художника-постановщика. Так что без него дело очень страдает. Например, бюджет декораций и реквизита одного лишь спектакля областного театра драмы им. Луначарского варьирует от 300 тыс. рублей до 1 миллиона. Правда, это долгосрочные вложения. Например, недавно был на спектакле «Дикарь». «Луначарка» показывает его около 10 лет. За это время уже и актеры многие поменялись, и смотреться он стал по-другому. Молодежный театр «Вертикаль» может представить на суд  зрителей свою постановку лишь пару раз. После чего мы начинаем работать над новой пьесой. 

– «Луначарка» все-таки профессиональный театр, а  как много у нас в области самодеятельных театров?
– Все такие коллективы, как правило, собираются на областном фестивале. Удалось несколько раз присутствовать и посмотреть. В Муроме показал довольно высокий уровень, Владимир тоже имеет сильные коллективы, в Петушках работает довольно неплохой детский театр. Хотя есть и весьма низкий уровень. Если брать Ковров, то, кроме «Вертикали», я знаю очень хорошие театры «Шарман», «Откровение», "Своя радуга" и «Поиск». Плюс к тому в ряде школ действуют самодеятельные коллективы. Мы регулярно общаемся, ходим друг к другу на спектакли. На будущее я вынашиваю план к Дню театра подготовить совместное выступление или фестиваль всех коллективов города.
– А что дает городу ваш театр?
– Не буду говорить пафосных фраз, вроде того, что мы несем добро и так далее. Но могу сказать с полной уверенностью – молодежный театр дает возможность реализовать тинэйджерам свой творческий потенциал. Они здесь с пользой проводят время, узнают что-то новое. Спектакль, как конечный продукт, безусловно важен. Но и сам процесс в данном случае тоже дает свой результат. Бывает такое, что, посмотрев или поиграв в моей постановке, люди меняли свою жизнь. Так, в одном сюжете студент понял, что учится не в том вузе, в каком ему хотелось. Один из моих актеров после этого забрал документы из ковровской академии и уехал в Москву, где сейчас занимается КВН, наверное, планирует поступать в театральный вуз.
– А сам не хочешь получить дополнительное образование?
– Уже учусь заочно во Владимире по специальности постановщик театрализованных представлений. Собственно, и раньше пытался заниматься самообразованием, но когда тебя направляют профессионалы, всегда результат получается лучше. Кстати, впервые за  всю историю Владимирского колледжа культуры, наше заочное отделение поставило свой спектакль, даже поездили с ним по области. Знания, полученные в колледже, активно применю в работе с актерами.
– Как думаешь, возможно ли в Коврове существование настоящего театра?
– Нет ничего невозможного. Для этого нужны профессионалы в любом случае, необходимо свое помещение. Возможно, даже чередовать профессиональные и любительские спектакли. А что касается зрителей, то их просто нужно приучать регулярно ходить в театр, как это делается, например, во Владимире. Но более реальный вариант тот, который есть сейчас – развивать театральное направление в рамках Молодежного центра в ДК им. Ленина. Тут тоже есть свои недостатки, система еще не до конца отлажена, но она уже работает. Набираем актеров, занимаемся с ними, делаем спектакли. Сейчас репетируем «Дьявол и сеньорита Прим» по Пауло Коэльо. Скоро будет премьера, приглашаем зрителей оценить наше творчество.
Александр КЮННАП







Комментариев нет:

Отправить комментарий