Убийство, популярное и в наши дни
Пусть прочитавший это зловещее название не
торопится за сердечными каплями. Здесь не будет леденящих душу
подробностей о зверском кровавом убийстве с последующим расчленением
трупа. На самом деле не всё так страшно, и речь пойдёт о романе Агаты
Кристи «Убийство в «Восточном экспрессе», а если ещё точнее, о новой
театральной постановке режиссёра Евгения Соколова и молодёжного театра
«Вертикаль» – «Восточный экспресс».
Постановка эта, которую Евгений обозвал музыкально-драматическим
фарсом, рассчитана на два действия общей продолжительностью около трёх
часов. Долго и нудно, подумаете вы. Долго – да, но совершенно не нудно. В
романе действие происходит в вагоне этого самого «Восточного экспресса»
с участием множества персонажей второго плана. Сюжетная линия спектакля
хоть и остаётся близкой к роману, но Соколов не был бы Соколовым, если
бы не отразил своё видение в современных театральных формах. Получился
выразительный симбиоз классики и модерна.
Хватит дифирамбов, обратимся к постановке. Для начала вкратце поведаю
сюжет для тех, кто не знаком с романом или основательно его позабыл.
Поезд «Стамбул – Кале». Снег, холод, не сезон, но, как ни странно, в
вагонах нет свободных мест. Сыщик Эркюль Пуаро пытается вернуться домой,
и только опоздание одного из пассажиров даёт ему возможность занять
место в поезде. Далее к нему обращается один из пассажиров,
довольно-таки мерзкий тип мистер Рэтчетт, который опасается за свою
жизнь и просит Пуаро помочь ему за хорошее вознаграждение. Проникшись
антипатией к Рэтчетту, тот отказывает, а на следующее утро мерзкого типа
находят убитым в своём купе. Пуаро просят взяться за расследование
этого дела. Он соглашается и устанавливает, что убитый вовсе не Рэтчетт,
а некто Кассетти, виновный в похищении и смерти маленькой девочки, а
впоследствии и смерти её родителей. Пуаро начинает расследование,
опрашивает пассажиров, пытается установить картину преступления,
сравнивает показания и постепенно приходит к выводу, что к убийству
причастны все 13 пассажиров вагона, включая проводника. Он их выводит
«на чистую воду» и выясняет, что все 13 имели отношение к той трагически
известной семье, были возмущены оправдательным решением суда и
разработали план, как покарать убийцу. Их план удался, если бы не Пуаро.
Но как поступит сыщик – по закону, сдав заговорщиков полиции, или по
справедливости, отпустив их на все четыре стороны?
Наверное, потому роман и пользуется такой популярностью, а на его
основе уже сделано несколько экранизаций, что присутствующая в нём
дилемма не оставит никого равнодушным. Каждый задумается, а как бы я
поступил на месте Пуаро, или что бы я сделал на месте тех тринадцати.
Поборники законности скажут, что правосудие должно вершиться в суде. А
если судья выбрал сторону злодея? А если продажный прокурор развалил
дело, а хитровыделанный адвокат ему в этом помог? Увы, Фемида плохо
видит, но хорошо слышит шелест купюр. Когда-нибудь каждый ответит перед
Ним за свои свершения, а пока этот час не настал, только надежда на Его
справедливость позволяет как-то держаться в этом мерзопакостном мире.
Тема справедливого возмездия не оставляла равнодушными классиков, близка
она и искусству современников. Молодой режиссёр Соколов так же не
оставил её без внимания. Хотя, как сказать – молодой? Годами он,
конечно, не стар, а вот в творческом плане отнюдь не новичок – более
десятка постановок было им представлено на сцене. Причём в нём вольготно
уживаются и режиссёр и драматург, ведь большинство своих спектаклей
Евгений ставил по своим же пьесам. В 2003-м состоялся его дебют с
постановкой «Петля». Ещё до премьеры хотелось найти в таком названии
какой-то потаённый философский смысл, но нет – свисает с потолка удавка,
посредством которой студентка хочет уйти в мир иной из-за сложностей в
личной жизни. А дальше под этой петлёй начинают кипеть страсти порой
комичные, а порой драматичные. Бывший квнщик, он умело прописывает
диалоги и вычерчивает сюжетную линию, приправляя содержимое хорошим
юмором. Следующие «Без сознания» и «Нешоковая терапия» стали наглядным
примером того, что за дело взялся хоть ещё неопытный, но въедливый,
жадный до всего нового и обожающий своё дело театрал. Но Соколов пришёл
не только развлекать зрителя. В каждой из его постановок есть тема,
заставляющая задуматься, в каждой предлагается выбор: любовь и ревность,
сострадание и безразличие, жизнь и смерть, страсть и порок и, наконец,
правосудие и справедливость. Порой с белой завистью смотришь на его
работоспособность – не успел он закончить одну пьесу, а уже выстраивает
композицию следующей, всегда с книгами и что-то изучает. Почувствовал,
что не хватает образования – а он выпускник нашей академии, – поступил
во Владимирский колледж культуры и искусства на режиссёрский факультет и
уже планирует продолжить обучение в ВГГУ. Более того, он и актёров
своего театра заманил в «Кулёк». Все четверо играли в «Восточном
экспрессе»: Виктор Кормнов (Пуаро), Андрей Святсков (призрак Рэтчетта),
Олеся Редзюк (Хильдегарда Шмидт) и Егор Чунаев (Эдуард Мастермэн).
Режиссёрское образование даёт о себе знать – его спектакли становятся
технически сложнее, эффектнее. В ход идёт вся палитра сценических
приёмов – свет, звук, реквизит, хореография. «Я иду по Парижу» и «Танец
на облаке» тому подтверждение.
К сожалению, на фоне серьёзности повествования и технических
наворотов всё меньше остаётся места для его доброго юмора, но в
«Восточном экспрессе» учтён и этот нюанс. Только представьте, как можно
на сцене изобразить допрос тринадцати свидетелей так, чтобы зритель не
уснул. Соколов с этой задачей справился достойно, раскрасив детективное
расследование танцами, музыкой, буффонадой, продумав реквизит и
оформление сцены. Даже тот факт, что вместо владельца компании мистера
Бука выступает миссис Бук говорит о стремлении режиссёра избежать
скучных моментов. У Агаты Кристи поганец Рэтчетт умирает в начале
повествования и, естественно, больше не воскресает. Соколов же вводит в
действие призрака Рэтчетта (сказалось увлечение мистическими фильмами),
который на протяжении всего действия с циничным юмором комментирует
происходящее. Актёру Андрею Святскову удалось почти что невозможное –
заставить зрителя испытать к своему герою широкую гамму чувств – от
презрения в начале до сочувствия в конце. Вообще, хотелось бы отметить
достойную игру актёров, особенно колоритного Кормнова, эксцентричную
Синдяшкину, эмоциональную Грушевскую. Спектакль «Восточный экспресс» шёл
три дня в ДК им. Ленина при хорошей заполняемости зала, что для
городского театра можно отметить как событие.
Е.Проскуров
Молодежная премьера
Луч света прорезал темноту. Стук колес и гудок
прибывающего поезда. Рабочие подбрасывают уголь. Из зрительного зала на
длинный, до 7 ряда, подиум выскакивает человек. Считает до 12.
Впоследствии это число прозвучит еще несколько раз: 12 минут до
отправления поезда, 12 пассажиров в спальном вагоне, 12 ножевых ран на
теле убитого и 12 присяжных заседателей, вершащих правосудие…
Речь, вы догадались, о «Восточном экспрессе». Режиссер молодежного театра «Вертикаль» Евгений Соколов, взяв за основу роман Агаты Кристи, все-таки ушел от классического детектива и поставил музыкально-драматический фарс. Неподражаемый Эркюль Пуаро искусно провел расследование и в своей манере разоблачил виновных. Работа гениального ума и блестящая разгадка тайны весь спектакль были на первом плане. Но все-таки главным стал вопрос: имели ли право пассажиры экспресса безжалостно убить спящего, пусть и негодяя, но человека?
В финале Пуаро, поняв и поверив, что преступление совершено не из мести, а во имя любви, отпускает виновных. Это «исключение» – вовсе не утвердительный ответ режиссера. По замыслу, оно лишь подтверждает общее правило: никто не вправе лишать человека жизни!
…»Меня сегодня убили!» – с ходу заявил… призрак виновника трагедии в восточном экспрессе Сэмьюэла Э. Ретчетта (А. Святсков). Он «невидим» для актеров, присутствует при осмотре собственного тела и улик, на допросах свидетелей. Комментирует действия, нередко острит, негодует, даже что-то подсказывает героям.
Сюжетная линия – как в романе А. Кристи. Экспресс «Стамбул-Кале» переполнен, хотя за окнами зима, «не сезон». В последний момент к пестрой компании присоединяется «нелепый французишко» – великий Эркюль Пуаро (В. Кормнов). Американец Ретчетт, беспокоясь за свою жизнь, предлагает ему работу охранника, но тот отказывается. Поезд застревает в снежных заносах где-то в Югославии, и находят тело убитого Ретчетта с 12 ножевыми ранениями.
Директор международной компании спальных вагонов (в романе – мужчина, а в спектакле, видимо, для усиления комической линии – непосредственная и эффектная мисс Бук – Т. Грушевская, М. Бондаренко) просит Пуаро расследовать дело. Довольно скоро по обгоревшему обрывку письма сыщик выясняет настоящую фамилию убитого. Кассетти – отъявленный негодяй, виновный в громких похищениях и убийствах детей в Америке, одна из его жертв – 5-летняя Дейзи Армстронг. Он избежал правосудия, а в семье Армстронгов не вынесли горя отец, мать (с неродившимся ребенком) и гувернантка девочки. Журналисты смаковали сенсации, а общество вынесло Кассетти смертный приговор.
Пуаро выяснил, что каждый из 12 пассажиров связан с семьей Армстронгов, и чью-то вину доказать почти невозможно. Поэтому на допросах искусно, незаметно для них самих, выводит спутников на чистую воду.
В представление (допрос) каждого героя режиссер включил элементы фарса. Поначалу кажется – все безупречно играют свои роли. Утонченные, любящие друг друга граф (Д. Петров) и графиня Андрени (А. Молчанова, Е. Макарова), взбалмошная миссис Хаббард (Н. Синдяшкина), русская графиня Драгомирова (М. Рейда) с гувернанткой, подданная Швеции (Ю. Симонова), безупречный проводник Пьер Мишель (Р. Ростовцев), англичанин (Е. Чунаев) и итальянец (Д. Давыдов)… Но Пуаро удается их переиграть. Пара провоцирующих фраз – и скромная Хильдегарда Шмидт (О. Редзюк, О. Баранова) оказывается страстной кухаркой и тут же делится со зрителем рецептами. Развязный с виду американский детектив (А. Акишев), якобы охранявший убитого, предстает тонко чувствующим человеком с трагической историей любви в прошлом…
Сцену каждого допроса разнообразили и украсили танцами, речитативом, «драмой в трех действиях» секретаря Ретчетта (Г. Кручинин). Лейтмотивом спектакля стало появление в свете железнодорожного фонаря женщины в красном (именно ее якобы видели пассажиры), танцующей под пронзительную мелодию Эдварда Грига «В пещере горного короля». Необычные декорации – длинный подиум, черно-белые колеса, которые перекатывают сами герои, небольшие импровизированные сценки (ведь каждый играет свою роль!), появление рабочих поезда, разносчиков газет, убийц сделали спектакль зрелищней.
В театре «Вертикаль» – молодежь, студенты и школьники. Все они, без сомнения, настоящие герои: успешно отыграли первый в жизни почти трехчасовой спектакль четыре (включая предпоказ) дня подряд, собрав заслуженные овации. Возможно, «Восточный экспресс» промчится через нас – с остановкой в ДК им. Ленина – еще раз в сентябре.
Е. ЕМЕЛЬЯНОВА
Молодежная премьера
Речь, вы догадались, о «Восточном экспрессе». Режиссер молодежного театра «Вертикаль» Евгений Соколов, взяв за основу роман Агаты Кристи, все-таки ушел от классического детектива и поставил музыкально-драматический фарс. Неподражаемый Эркюль Пуаро искусно провел расследование и в своей манере разоблачил виновных. Работа гениального ума и блестящая разгадка тайны весь спектакль были на первом плане. Но все-таки главным стал вопрос: имели ли право пассажиры экспресса безжалостно убить спящего, пусть и негодяя, но человека?
В финале Пуаро, поняв и поверив, что преступление совершено не из мести, а во имя любви, отпускает виновных. Это «исключение» – вовсе не утвердительный ответ режиссера. По замыслу, оно лишь подтверждает общее правило: никто не вправе лишать человека жизни!
…»Меня сегодня убили!» – с ходу заявил… призрак виновника трагедии в восточном экспрессе Сэмьюэла Э. Ретчетта (А. Святсков). Он «невидим» для актеров, присутствует при осмотре собственного тела и улик, на допросах свидетелей. Комментирует действия, нередко острит, негодует, даже что-то подсказывает героям.
Сюжетная линия – как в романе А. Кристи. Экспресс «Стамбул-Кале» переполнен, хотя за окнами зима, «не сезон». В последний момент к пестрой компании присоединяется «нелепый французишко» – великий Эркюль Пуаро (В. Кормнов). Американец Ретчетт, беспокоясь за свою жизнь, предлагает ему работу охранника, но тот отказывается. Поезд застревает в снежных заносах где-то в Югославии, и находят тело убитого Ретчетта с 12 ножевыми ранениями.
Директор международной компании спальных вагонов (в романе – мужчина, а в спектакле, видимо, для усиления комической линии – непосредственная и эффектная мисс Бук – Т. Грушевская, М. Бондаренко) просит Пуаро расследовать дело. Довольно скоро по обгоревшему обрывку письма сыщик выясняет настоящую фамилию убитого. Кассетти – отъявленный негодяй, виновный в громких похищениях и убийствах детей в Америке, одна из его жертв – 5-летняя Дейзи Армстронг. Он избежал правосудия, а в семье Армстронгов не вынесли горя отец, мать (с неродившимся ребенком) и гувернантка девочки. Журналисты смаковали сенсации, а общество вынесло Кассетти смертный приговор.
Пуаро выяснил, что каждый из 12 пассажиров связан с семьей Армстронгов, и чью-то вину доказать почти невозможно. Поэтому на допросах искусно, незаметно для них самих, выводит спутников на чистую воду.
В представление (допрос) каждого героя режиссер включил элементы фарса. Поначалу кажется – все безупречно играют свои роли. Утонченные, любящие друг друга граф (Д. Петров) и графиня Андрени (А. Молчанова, Е. Макарова), взбалмошная миссис Хаббард (Н. Синдяшкина), русская графиня Драгомирова (М. Рейда) с гувернанткой, подданная Швеции (Ю. Симонова), безупречный проводник Пьер Мишель (Р. Ростовцев), англичанин (Е. Чунаев) и итальянец (Д. Давыдов)… Но Пуаро удается их переиграть. Пара провоцирующих фраз – и скромная Хильдегарда Шмидт (О. Редзюк, О. Баранова) оказывается страстной кухаркой и тут же делится со зрителем рецептами. Развязный с виду американский детектив (А. Акишев), якобы охранявший убитого, предстает тонко чувствующим человеком с трагической историей любви в прошлом…
Сцену каждого допроса разнообразили и украсили танцами, речитативом, «драмой в трех действиях» секретаря Ретчетта (Г. Кручинин). Лейтмотивом спектакля стало появление в свете железнодорожного фонаря женщины в красном (именно ее якобы видели пассажиры), танцующей под пронзительную мелодию Эдварда Грига «В пещере горного короля». Необычные декорации – длинный подиум, черно-белые колеса, которые перекатывают сами герои, небольшие импровизированные сценки (ведь каждый играет свою роль!), появление рабочих поезда, разносчиков газет, убийц сделали спектакль зрелищней.
В театре «Вертикаль» – молодежь, студенты и школьники. Все они, без сомнения, настоящие герои: успешно отыграли первый в жизни почти трехчасовой спектакль четыре (включая предпоказ) дня подряд, собрав заслуженные овации. Возможно, «Восточный экспресс» промчится через нас – с остановкой в ДК им. Ленина – еще раз в сентябре.
Е. ЕМЕЛЬЯНОВА
Ссылки
«Восточный экспресс» в Коврове
Театральный подарок
«Восточный экспресс» промчал по Коврову
Комментариев нет:
Отправить комментарий