воскресенье, 17 апреля 2016 г.

СОЛОВЕЙ И РОЗА


После прошлогодней премьеры спектакля «Время невиновных», представленного молодежным театром «Вертикаль», мнение зрителей разделилось. Одни по достоинству оценили эту жесткую постановку, другие, ожидая от театра прежде всего развлечения, отнеслись с непониманием. Жизнь и без того нелегкая. Зачем ставить такие спектакли? Люди хотят отдыхать, хотят про любовь… «Будет вам про любовь», – обещал тогда режиссер Евгений Соколов. 24 и 25 марта в преддверии Дня театра в ДК им. Дегтярева прошла премьера спектакля о любви «Соловей и роза»

«Не пора ли, друзья мои, нам замахнуться на Вильяма, понимаете ли, нашего Шекспира?» – вопрошал герой фильма «Берегись автомобиля». Приблизительно такой же вопрос задал Соколов своей театральной труппе. Правда, говорил он не про Шекспира, упомянул другого классика, Оскара Уайльда. Драматургической основой стали сказки для взрослых. Мысль взяться за постановку именно этого спектакля режиссера посещала неоднократно. Отказывался от нее, считая материал слишком сложным, пока не почувствовал, что может получиться.
Спектакль состоит из трех сказок-миниатюр. В каждой рассказана своя история любви, причем ни в одной из них не обошлось без драматизма. В «Дне рождения Инфанты» – это разбитое сердце уродливого карлика, боготворившего бессердечную принцессу. В «Кентервильском привидении» – незавидная участь призрака, веками ожидавшего, что его спасет невинное создание. Наконец, «Соловей и роза» – история самопожертвования ради любви, отвергнутой в угоду мещанскому расчету. Эти миниатюры изначально между собой не связаны. Однако режиссер нашел сценарный ход и замкнул «цепь», сделав тем самым миниатюры частями единого целого.
Интерес к происходящему на сцене нарастает по принципу снежной лавины. Если в первой части интрига только зарождается и зрителю предстоит сложить пазлы из костюмов, танцев и игры света, то в финале от действия невозможно оторваться, а грамотные сценические приемы лишь усиливают эмоции. В постановке задействовано много начинающих актеров. Отметить же хотелось бы игру Андрея Чеклецова (карлик) и Андрея Святскова (автор, студент).
Кстати, о танцах. «Соловей и роза» – это вторая совместная работа театра «Вертикаль» и центра современной хореографии «Новый стиль», руководимого Мариной Чунаевой. Пару лет назад зритель мог видеть плоды творчества этого тандема в спектакле «Зеленая сказка». Наверняка любителям хореографии будет интересен отчетный концерт «Нового стиля», который состоится в конце апреля.
Возможно, «Соловей и роза» больше интересен женской аудитории, чем мужской. Как говорит режиссер, тема любви, да еще в сказке – это не для всех. Тем не менее, зрителей на премьеру пришло много. Аплодировали стоя, что на спектаклях «Вертикали» – обычное явление.
«Не скажу, что подготовка далась трудно. Процессом доволен. Было совместное творчество театра. У всех ребят осталось только хорошее впечатление. Работа над спектаклем шла месяц, но это был насыщенный месяц», – комментирует Е. Соколов после премьеры.

Евгений ПРОСКУРОВ

 

Страшные сказки с хорошим концом

24 и 25 марта на сцене ДК им. Дегтярёва прошёл премьерный показ спектакля «Соловей и роза» народного молодёжного театра "Вертикаль", с участием центра современной хореографии "Новый стиль". Рассказы Оскара Уальда в постановке ковровских театралов приобрели совсем иной смысл.



Сказки английского писателя с ирландскими корнями всегда сложны для передачи на сцене. Это совсем не те детские сказки, которыми они позиционируются. Глубина и смысл в них настолько проникновенный, что любой зритель будет заворожен. «Вертикаль» свой новый спектакль назвал «Соловей и роза», на деле же это микс трёх историй, сплетающихся в одну: «День рождения Принцессы», «Кентервильское привидение» и непосредственно «Соловей и роза».

Чтобы не потерять нить повествования, с нами весь вечер был наихаризматичнейший рассказчик, который вёл зрителей по миру Уальда. Начинался спектакль с фраз о роли искусства, творца, художника.



В сказках Уайльда нет нарочитой назидательности. Рассказчик выступает сторонним наблюдателем, который заворожено любуется красавицей Инфантой, ее гостями и богатым домом в первом эпизоде.«День рождения Инфанты» или «День рождения принцессы» — это рассказ о несправедливости и жёсткости детей определённого слоя общества. И только уродливый карлик смог увидеть в принцессе идеал нежности и чистоты.



А в ответ — лишь насмешки над уродством:

— Светлейшая Принцесса, ваш смешной Карлик не может больше танцевать и он уже никогда не встанет. Я очень об этом сожалею, потому что его уродство могло бы вызвать улыбку даже у самого короля.
— Нет, он должен танцевать, — капризно проговорила Принцесса.
— Принцесса! Карлик не может танцевать, так как сердце его разорвалось, — ответить Советник.
Принцесса нахмурилась, ее нежные розовые губки сложились в недовольную гримасу.
— Так пусть же впредь все приходящие ко мне играть, совсем не будут иметь сердца, тогда у них не будут разрываться сердца…



«Кентервильское привидение» — это рассказ о страхе привидения перед людьми и самоотверженности маленькой девочки. Здесь сюжет показывает нам, что есть в этом мире люди, всё-таки готовые помочь ближнему. И актёры театра «Вертикаль» отлично это передали. Особо интересен ход с пятном — одной из ключевых «фигур» рассказа. По ходу пьесы, оно должно менять цвет, и достигалось это в том числе за счёт световых эффектов.



Вообще, в постановке «Соловей и роза» видна не только сложная игра актёров, но и звукорежиссёра, художника по свету и постановщика. Столько необычных находок: танцы, ткани, игра со светом. «Вертикаль» — это не просто театр, это глоток свежего воздуха.



Третья история пьесы — это сама сказка «Соловей и роза». Грустное, хотя и невероятно нежное, в сущности, повествование. Уальд заканчивает сказку трагично — Роза, за рождение которой Соловей отдал жизнь, оказывается не желанным подарком, а выброшенным на дорогу цветком.



Всё бы так и закончилось, если бы не режиссёрское решение. Безумно трогательное, сильное и чуткое. Все рассказы Оскара Уальда сплелись в один, и открыли свою истинную суть.


Комментариев нет:

Отправить комментарий