четверг, 21 февраля 2013 г.


Кэтчер на просторах нивы

Новый спектакль молодежного театра «Вертикаль» под названием «Ловец во ржи» является для самого театра, а может, и для театралов города событием знаковым. Во-первых, в этом году коллективу исполняется 10 лет. Во-вторых, режиссером новой постановки стал не Евгений Соколов, как это было ранее, а дипломник Владимирского колледжа культуры и искусства Виктор Кормнов. В-третьих, спектакль у ребят получился просто замечательный. 


      
Но об этом чуть позже. Учитывая необычность спектакля, хотя у «Вертикали» в каждой работе присутствует доля оригинальности, накануне премьеры мы напросились на интервью к главным действующим лицам постановки.
– Итак, впервые режиссером спектакля вашего театра является не Е. Соколов…
В. Кормнов: «Нет, не впервые. 16 декабря мы ставили ремейк «Дьявола и сеньорита Прим», режиссером которого тоже был я. Но тогда приходилось идти по проторенной дороге, так что «Ловец во ржи» можно назвать первым самостоятельным режиссерским опытом. К тому же это и моя дипломная работа, планируется, что на премьеру приедет комиссия из колледжа».
– В основе вашего спектакля лежит роман Сэлинджера «Над пропастью во ржи». Почему вы обратились именно к этому произведению и какие были трудности в постановке?
В. Кормнов: «Идея этого спектакля появилась у нашего руководителя. Лично я в поступках и мировоззрении главного героя узнавал себя в 16 лет. Тема эта была актуальна в 50-е годы, не потеряла она своей актуальности и сейчас. Проблемы подросткового возраста были, есть и будут. Главной трудностью в работе оказалось то, что мы ставили спектакль-монолог, обращенный к зрителю. Нужно было найти сценические приемы, чтобы зрителю этот монолог стал интересен. В инсценировку мы добавили, конечно, какие-то свои фразы, но стиль повествования книги сохранен полностью».
– Чем видение режиссера Кормнова отличается от видения режиссера Соколова?
Кормнов: «Общую канву предложил я, а он ее сразу одобрил, что даже как-то смутило».
Соколов: «Спектакль бы изменился, если бы Витя сам писал инсценировку. Ну, а поскольку там отражены все события, важные для меня, он по-другому просто не мог поставить. У книги вообще нет финала, и в этом у спектакля с ней расхождение. Однако недосказанность присутствует, и зрителю все равно придется домысливать».
– Вы даете «Ловца во ржи» всего два раза. Планируете ли его повторять?
Соколов: «Зависит от реакции зрителей. Будет в этом потребность – повторим.  Я никогда не знаю, как отнесется зритель к новому спектаклю.
– Думает ли «Вертикаль» принимать участие в фестивалях в рамках театральной весны?
Соколов: «На подобных фестивалях уже сложилась определенная конъюнктура. Туда приезжают одни и те же коллективы, которых организаторы уже не могут не пригласить. Если и остается окно для одного-двух коллективов, так в него нужно еще умудриться вклиниться. Подспудно, конечно, есть желание выехать, показать свои работы, чтобы их посмотрели и оценили другие. Мы можем ковровскому зрителю за 4 месяца показать четыре спектакля. Другой театр отдаст все силы, чтобы вывезти, допустим, того же «Короля и шута», и больше ничего не будет делать. Какой из этих подходов правильный? Нам ближе творческий подход. Мы занимаемся тем, что нам интересно – делаем спектакли».
К тому времени уже стали подходить актеры, занятые в спектакле. Спросим их мнение о новой постановке.
Андрей Святсков: «Спектакль – он странный. Само произведение странное. Я не понимаю, почему этот роман считают выдающимся».
Илья Рыбаков от комментариев благоразумно отказался.
Холден Колфилд един в двух лицах
    Очень хотелось согласиться со Святсковым. Роман действительно странный. В нем и сюжета-то особого нет. Некоего Холдена Колфилда за неуспеваемость исключают уже из четвертой школы, и такой «подарок» он должен приподнести родителям на Рождество. Сам Колфилд – тип достаточно неприятный, хотя бы  по той причине, что считает свое ближайшее окружение гадами, кретинами и сволочами. Естественно, свои «достижения» – четыре «неуда» по пяти предметам – в рассмотрение не берутся. Его юношеский максимализм начинает протестовать на пустом месте, но не все вдаются в проблемы его переходного возраста и порой реагируют болезненно. Есть в главном герое и положительные стороны. У него имеется собственное мнение, не всегда адекватное, и он его пытается отстаивать, опять же как может. В своих мечтах Колфилд видит себя за выполнением благородной миссии. Дети без присмотра родителей бегают во ржи, за которой образуется пропасть. И чтобы несмышленыши в эту бездну не рухнули, есть Колфилд – ловец во ржи, который всегда на страже.
Как же «вертикалевцы» обошлись с этим неоднозначным произведением?
     Во-первых, они грамотно использовали декорации. Наклонная поверхность, с которой периодически скатывались девчонки из массовки, наверное, что-то олицетворяла, а заодно и действие переносила этажом выше. Во-вторых, Колфилда общими усилиями играли двое: Андрей Святсков и Илья Рыбаков. Рыбаков изображал романтичную ипостась главного героя, Святскову досталась его циничная сторона. Удачное решение, поскольку каждому из них пришлось учить вдвое меньше текста, а зрителям легче воспринимать дуэт, нежели театр одного актера. В-третьих, увлекательно смотрелись некоторые сценические приемы, например, избиение младенца в лице Колфилда теми, кого он достал до печенок. Эти сцены были представлены в виде забавного и совсем не агрессивного танца, но смысл происходящего при этом был понятен. Наконец,  некоторых второстепенных персонажей сделали откровенно юморными, например, пренебрегающего правилами гигиены Экли, соседа Колфилда по общежитию.
      Прежде всего, хотелось бы отметить актерскую игру Святскова и Рыбакова. Ребятам удалось из неприятного типа Колфилда сделать нормального паренька, может и со странностями, но довольно-таки симпатичного. Да и Виктор Кормнов с Олесей Гараевой, на долю которых пришлось по четыре эпизодических роли, не позволяли зрителям скучать на протяжении всего представления.
     Театр «Вертикаль» беспардонно играет настроением зрителей. После одного спектакля выходишь с зарождающимися суицидальными наклонностями, после другого – цветешь улыбкой, как майская роза. В «Ловце во ржи» затронули серьезную, важную для юношества тему и сделали это настолько грамотно и профессионально, что увиденное легло на душу мягким согревающим пледом. Браво, Кормнов!
Есть у премьеры один существенный недостаток – два вечера для нее было слишком мало.


Евгений ПРОСКУРОВ
Ссылка на статью 

«Ловец во ржи» от режиссера Виктора Кормнова



Комментариев нет:

Отправить комментарий